Танатология как наука о смерти: почему мы боимся знать об этом

Объяснение феномена смерти

Люди, вероятно, единственный вид животных на Земле, который имеет осознанное представление о своей будущей кончине, ну или конечности своего нынешнего физического тела.

И по этой вере разделяются на идеалистов и материалистов. Хотя, в связи с стремительным развитием науки, материалисты всё плотнее приближаются к идеалистам, считая, что всё ближе время, когда в том или ином виде люди обретут бессмертие, хотя бы и в виде электронных копий. Но мы не только верим в это. Мы ещё и делаем всё, чтобы это время наступило!

Факт своей смертности человечество осознало очень давно, и так же давно оно пытается найти пути к бессмертию. На разных этапах своего развития это осознание принимало всё более материалистическое объяснение.

Сначала осознание смерти как переход в иной внеземной мир некоей самодостаточной части сущности умершего.

Смерть как вид сна, из которого нет возврата в реальный мир той части человека, что делает его физическое тело живым.

Не так давно смерть начали воспринимать как прекращение жизнедеятельности организма человека.

И наконец, уже в наше время, смерть определяют как прекращение жизнедеятельности головного мозга.

Эти и другие варианты объяснения феномена смерти появлялись в истории человечества, где-то сменяя друг друга по мере развития цивилизации, а где-то и до настоящего времени сосуществуют в рамках различных культур даже в пределах одного государства.

Ведь человек является носителем религиозно-мистических представлений, которые порой мало коррелируют с уровнем его формального образования.

Но несмотря на это, танатология тем или иным образом затрагивает всех и каждого, хотя изучают её единицы.

Большинство же наших современников всячески эту тему замалчивают или, наоборот, над ней иронизируют, как впрочем и ещё одну, не менее табуированную, но такую же значимую для осмысления существования человека, как секс и сексуальность.

Причём, что хорошо известно психологам и психотерапевтам, чем грубее и проще юмор на это счёт, тем острее психологический конфликт и\или тяжелее перенесённая травма.

Танатология как наука о смерти

Если существует предмет или явление, существует и наука, которая его изучает. Мортальность не является исключением. Существует дисциплина которая изучает различные закономерности в области мортальности и называется она танатология.

В строгом, академическом смысле термина, танатология — это наука, изучающая все существующие аспекты смертности и смерти.

Слово танатология пришло в современный обиход из древнегреческого языка. Оно включает в себя корень «танато» и суффикс «логия». «Логия» происходит от древнегреческого корня, означавшего «говорить», а теперь означающего «изучение». В основе корня «танато», как и корня «тан», имя греческого бога смерти Танатоса. Также эти корни используется и в других словах, относящихся к смерти:

  • эвтаназия — целенаправленное убийство для предотвращения дальнейших невыносимых страданий человека или животного;
  • танатофобия — страх всего, что напрямую связано со смертью или указывает на неё;
  • танатомания – болезненное влечение как к убийству, так и к самоубийству;
  • танатокосметология – посмертная косметология и бальзамирование покойников;
  • танатотехник – в одном значении этого термина – специалист в танатокосметологии, во втором – специалист в области татанотерапии, не имеющий соответствующего базового образования или не прошедший полного курса обучения танатотерапии;
  • танатотерапия – один из видов и методов телесно-ориентированной психотерапии направленный на работу с психологическими проблемами через восстановление и\или установление утраченного контакта с процессами смерти и умирания разработанный советским и российским психологом Владимиром Юрьевичем Баскаковым.

Читайте также

Говорить ли детям о смерти
Трудная тема для очень многих родителей. И потому что она сталкивает нас с одним из базовых страхов – страхом смерти, и от того, что страх, как базовое чувство, дано человеку для самосохранения….

 

Согласно большой медицинской энциклопедии, изданной в конце прошлого века танатологию, определяли следующим образом:

«Танатология — раздел теоретической и практической медицины, изучающий состояние организма в конечной стадии неблагоприятного исхода болезней, динамику и механизмы процесса умирания, непосредственные причины смерти, клинические, биохимические и морфологические проявления постепенного прекращения жизнедеятельности организма».

В соответствии с этим пониманием танатологии в СССР перед танатологией ставились и соответствующие задачи.

Задачи танатологии включают создание и совершенствование научной классификации причин и обстоятельств наступления смерти, разработку теоретических и методологических основ учения о терминальных состояниях, совершенствование методических приемов определения стадий терминального периода и времени наступления клинической и биологической смерти.

Общепатологическое значение танатологии определяется тем, что она способствует дальнейшему расширению представлений о связях органов и систем, обеспечивающих их деятельность как единого целого, о механизмах компенсаторно-приспособительных реакций организма, потенциальных возможностях каждого органа и другие. Вместе с тем только на основе точных знаний основных закономерностей танатогенеза возможно эффективное врачебное вмешательство в критические периоды болезни, особенно в условиях реанимации

Классификация

Различают общую и частную (специальную) танатологию.

  1. Общая танатология изучает наиболее общие закономерности процесса умирания.
  2. Частная — особенности танатогенеза при конкретных заболеваниях и причинах смерти. Кроме того, по мнению С. С. Вайля (1974), к частной танатологии следует относить изучение причин и характера наступления необратимых изменений в отдельных органах.

Важной составной частью танатологии является понятие о танатогенезе, то есть причинах и о механизмах наступления смерти.

Сегодняшний взгляд на танатологию гораздо шире.

Современная танатология включает в себя широкий спектр дисциплин, в том числе:

  • социологию;
  • биологию;
  • теологию;
  • психологию;
  • экономику;
  • литературу самых разных направлений, так или иначе связанную со смертью.

Хотя длительное время под этим термином понимали только один из многих его аспектов, а именно медицинскую танатологию, которая и сегодня занимает определённое, хотя и очень незначительное, место в подготовке специалистов медицинских вузов, в том числе клинических психологов. В рамках этой дисциплины, размытой в смежных предметах, изучают:

  • изменения в организме во время процесса умирания и после смерти;
  • предсмертные видения;
  • причины и разновидности смерти;
  • ритуальные практики, связанные со смертью.

Причём вне соответствующей специализации всё это в большинстве вузов преподносится весьма поверхностно. Видимо именно поэтому танатология почти не оставляет следов в душах и головах студентов.

Ведь в силу возраста и жизненного опыта они еще не осознают всей её важности для становления их как профессионалов высокого уровня, работающих в условиях зримого порога между жизнью и смертью.

Судмедэксперты изучают эту дисциплину, конечно, более тщательно, но только в её прикладной, практической части.

Всю глубину и важность танатологии для помогающих профессий специалисты соответствующих направлений, в особо удачных случаях, осознают набрав достаточный клинический опыт работы с умирающими и членами их семей. И именно осознание своей несостоятельности в понимании не медицинских аспектов танатологии заставляет настоящего специалиста изучать её уже в рамках самообразования, в наших реалиях, или на спецкурсах в Европе и обеих Америках.

Читайте также

Как родителям пережить смерть ребенка: помощь психолога
Для начала хочу напомнить утверждение известного психотерапевта Альберта Эллиса, что в  смысле реагирования важно не само событие, а наше отношение к нему. Отношение к смерти детей различалось в…

 

Хотя, должен заметить, основоположником танатологии как академической дисциплины по праву считается именно наш соотечественник – Илья Ильич Мечников.

Мечников Илья Ильич – основоположник танатологии

Возникновение танатологии в рамках академической науки связано с научными интересами выдающегося ученого начала 20 века Ильи Мечникова.

Всемирное признание и славу ему принесли, в первую очередь, исследования в области микробиологии и зоологии, в частности открытие процесса фагоцитоза.

Но, кроме этого, Мечников был убеждён, что именно академическое изучение смерти, прежде всего преждевременной, может помочь тем, кто хочет продлить свою жизнь и не бояться смерти. Его позиция заключалась в том, что без изучения этой проблемы нельзя считать “науки о жизни” всеобъемлющими. Он настаивал, что умирающим людям и их родственникам следует знать, как именно происходит процесс умирания.

Мечников Илья Ильич

В 1903 году Илья Ильич начал публично призывать научное сообщество обратить внимание на проблему смерти.

Илья Ильич утверждал и старался донести до студентов и научной общественности, что именно научный подход может помочь изучить и подтвердить на опыте многие процессы, ответственные за преждевременную смерть, а значит и устранить многие из них или значительно ослабить их влияние на жизнь. Мечников считал, что научное изучение проблем смерти необходимо для блага человечества.

Он основывал свои убеждения на необходимости для междисциплинарного исследования смерти на том удивительном для него факте, что отсутствуют какие-либо инструкции или наставления о том, как ухаживать за умирающим.

При том что уже в то время студенты-медики были обязаны проводить анатомические исследования на трупах.

Вопиющим недоразумением считал он и отсутствие каких-либо исследований на тему смерти, которые были бы включены в учебную программу соответствующих вузов.

И хотя тема смерти в начале прошлого века ещё не была настолько табуирована и одновременно шизофренизированна как в наше время, но лишь немногие ученые и педагоги поняли и согласились с идеями Мечникова, впрочем, так и не став последователями.

И именно отсутствие массовой поддержки научным сообществом его идей привело к тому, что после его смерти в 1916 году, его предложения по развитию междисциплинарного подхода к танатологии были фактически преданны забвению на многие десятилетия.

В тоже время медицинская танатология получила своё дальнейшее развитие в работах Г. В. Шор. Именно он в 1924 г. окончательно сформулировал и предложил принципы танатологического анализа, которые и сегодня актуальны.

Он ввел понятие «танатологическое заключение», в котором должно быть проведено тщательное сопоставление клинических и морфологических данных, учтено все разнообразие условий, течения заболевания у данного больного и на основании этого в строгой последовательности изложены этапы, предшествующие наступлению смерти.

Примеры такого заключения Г. В. Шор дал на основе анализа причин смертельного исхода при различных типах сердечной (право- и левожелудочковой) и сосудистой недостаточности.

Клиническая картина терминального периода была изучена А. П. Поповым (1931), который предложил подразделять его на два этапа: более длительный предагональный и короткий — агональный.

Развитие танатологии

Веской причиной к возвращению научного интереса к теме смерти и умирания в междисциплинарном подходе стали опустошительные итоги Второй мировой войны, оставившей после себя множество инвалидов, сирот и овдовевших, фундаменты огромного количества уничтоженных небольших поселений и даже городов.

Особенно значимым толчком к возобновлению исследований считают влияние бесчеловечного применения руководством США атомного оружия против жителей мирных городов, причём в ситуации, когда оно уже не имело никакого военного значения на текущий момент времени.

Именно эти факторы, как считают исследователи, стали решающими в становлении влиятельного танатолога, психолога из США Германа Фейфела возродившего тему смерти и умирания в общественном сознании.

Его сборник «Значение смерти», изданный в 1959 и переизданный с дополнениями и уточнениями в 1977 году, стал значительной вехой в восстановлении и дальнейшем развитии танатологии.

Темой собранных им статей стали опыт и пути преодоления опасных для жизни ситуаций, состояний и заболеваний, сознательное и подсознательное отношении к смерти и страху смерти.

Фейфел, как до него Мечников, утверждал и доказывал в своих работах, что важны и необходимы специальные исследования, которые будут проводиться ради помощи людям, находящимся в критических ситуациях, имеющим дело с тревогой, страхом или горем в результате случившейся или будущей смерти.

 «Опыт смерти» («The Experience of Death») философа-экзистенциалиста Пауля Людвига Ландсберга подхватывает и развивает темы поднятые Фейфелом.

Важное значение в развитии танатологии имеют и разделы, посвященные временности и смерти, в работе «Бытие и время» немецкого философа Мартина Хайдеггера.

Кроме вышеперечисленных рекомендую ознакомиться со следующими работами, рассматривающими как психосоциальные, так и биомедицинские аспекты смерти:

— С. Рязанцев – «Танатология (учение о смерти)»;

— Мэри Роуч – «Кадавр. Как тело после смерти служит науке»;

— Филипп Арьес – «Человек перед лицом смерти»;

— Кристиан Л. Харт Ниббриг – «Эстетика смерти»;

— Г. В. Шор – «О смерти человека (введение в танатологию)»;

— Поль Вирильо «Философии и эстетике исчезновения».

Особый вклад в изучение медицинских, психологических, биоэтических аспектов умирания внёс своей гуманистической работой «Эвтаназия? Эвтелия! Счастливая жизнь – благая смерть» американский учёный Ласло Бито.

Всё возрастающий интерес к теме смерти и умирания среди специалистов помог выявить важнейшие наблюдения о смерти, раскрытые в произведениях художественной и религиозной литературы.

Читайте также

Как пережить смерть близкого человека: советы психолога
Да, к сожалению, такое бывает – люди умирают. Мы не бессмертны, как и не бессмертны наши близкие. К тому же, проблема смерти принадлежит к числу тех важных проблем, осмыслить которые нам в детстве…

 

Особенно значительными в раскрытии темы смерти и умирания считаются такие художественные произведения как «Смерть Ивана Ильича» Льва Толстого, «У последней черты» Михаила Арцыбашева, «Когда я умирала» («As I Lay Dying») Уильяма Фолкнера. Кроме них множество других современных авторов в различных жанрах так или иначе затрагивают тему смерти и умирания и отношение к этой теме оставшихся в живых.

Ну а такие основополагающие труды, без сомнения известные самому широкому кругу интересующихся темой смерти и умирания, как «Тибетская книга мёртвых» и «Египетская книга мёртвых» как и работы их анализирующие, переведены на множество языков и в представлении не нуждаются.

Современная танатология и биоэтика

Сегодня танатология изучается во многих странах, включая страны бывшего соцлагеря, в основном в рамках медицинской танатологии, представленной такой общей научной дисциплиной как судебная медицина.

Но как я уже упоминал выше, в западных странах и США присутствует обучение танатологии как самостоятельной дисциплине на университетском уровне, чаще всего в рамках авторских программ.

При этом в зарубежных странах танатологию чаще определяют как  “исследования смерти” (death studies).

Между тем большинство учебных программ, причём и вне медицинских вузов, включает в себя обширные исследования в области медицины. В рамках этих областей изучаются патофизиологические процессы, приводящие к соответствующим изменениям в организме до и после смерти, роль рецептурной и мозговой активности в процессе умирания и после, также проводились исследования о влиянии музыки на умирающих пациентов и их близких, остро обсуждается  тема эвтаназии-эвтелии.

Кроме того, в рамках изучения танатологии рассматривают культуральные аспекты явления смерти и представления о ней на протяжении истории развития цивилизации, преобладающие причины смерти в разные исторические периоды, роль религии и мифологии в отношении к смерти.

Так, гуманитарная танатология — это наука, которая изучает опыт осмысления смерти как отдельным человеком, так и обществом, рассматривает социокультурные механизмы смерти и её отражение в общественном сознании.

Причём её представители не только изучают эти аспекты моральности, но и делятся своими наблюдениями с широкой общественностью.

Ещё с 70-х годов издаётся «Omega», десять раз в год выходит научный журнал «Death studies». В России гуманитарная танатологии представлена социологией смерти, или некросоциологией.  Сообществом интересующихся выпускается научный журнал «Археология русской смерти».

В большинстве развитых стран с развитием медицины и околомедицинских служб старшее поколение не только стало жить дольше, но и делегирование ухода за ними различным социальным службам стало обыденностью.

Кроме того, всё чаще естественная смерть приходит к ним не окружёнными детьми и внуками у домашнего ложа, а в окружении таких же старичков, лежащих на больничных койках или кроватях в доме престарелых.

Раньше муж\жена и отец\мать в любой момент могли умереть от перегрузки, работая по 12-16 часов в невыносимых условиях или погибнуть на различного рода промыслах, будь-то охота, рыбалка или собирательство. С развитием социальных отношений условия труда несколько изменились, как и травмирующие факторы.

Значительно снизилась младенческая и детская смертность, роды и эпидемии перестали быть «игрой в русскую рулетку», хотя время от времени и появляются неизвестные ранее возбудители или штаммы известных, не поддающиеся привычным препаратам.

«Ядерные кнопки» изменили принципы глобальных конфликтов уменьшив их вероятность до гипотетических, при этом взрастив понимание что спастись смогут единицы.

Локальные конфликты происходят «где-то там», и гибель в них это что-то настолько маловероятное, что не воспринимается как что-то личное. Статистика гибели в аварии или техногенной катастрофе впечатляет гораздо сильнее!

Смерть благодаря этому перестала быть чем-то лично нас касающимся, она отдалилась от нас, фактически из чего-то неизбежного превратившись в нашем сознании в «несчастный случай».

Если она происходит на дороге, туда вскоре приедут машины скорой помощи и полиции, трассу огородят, а асфальт сразу же вымоют, так что кроме ею непосредственных участников и свидетелей никто и знать не будет. А сообщение в масмедиа будет одним из…

Об уходе из жизни соседей по дому мы чаще всего узнаём (если узнаём вообще), увидев машины специальных служб или застав ещё не убранные следы от прощания перед подъездом.

Для современного горожанина смерть — это то, чем должны заниматься и занимаются «специальные люди» в специальных местах с очень ограниченным доступом.

Важно! Особенно внимание к танатологии стало повышаться с появлением, а точнее осознанием важности биоэтики в социальных взаимоотношениях и отношениях ко всему живому на Земле.

Задачей биоэтики провозглашается рассмотрение феномена смерти не только человека, но и других живых существ как биосоциальной системы, включенной в систему социокультурных отношений общества.

В этой связи в биоэтике проблема смерти и умирания человека рассматривается, с одной стороны, с позиций современных медицинских представлений о том, что смерть — это состояние полного прекращения жизнедеятельности человека. Прекращается функционирование всех органов и систем человеческого организма и наступает состояние, при котором невозможны никакие виды активности человека — ни духовная, ни психологическая, ни социальная, ни физиологическая. Вся духовная и социальная жизнь человека понимается как результат психической деятельности, а психика является свойством высокоорганизованной материи — мозга. Смерть мозга становится для человека одновременно смертью и во всех остальных отношениях.

А вот, с другой стороны, биоэтический анализ предполагает рассмотрение и альтернативных взглядов, существующих в рамках теологического, философского, психолого-эзотерического и других подходов к смерти, а значит и к жизни.

Рассмотрим самые распространённые из них.

Взгляды на смерть человека

Выделяют три основных подхода к вопросу смерти:

  1. Научный. Его изучает медицинская танатология.
  2. Теологический. Его описывают религиозные учения.
  3. Психо-эзотерический – это своеобразное сочетание первых двух.

Подход первый опирается на общепринятые выводы  академического изучения процессов смерти и умирания физического тела. Всё, что не соответствует общепринятым взглядам, игнорируется и/или объявляется ересью. Озвучивает его аллопатическая медицина. 

Современная медицина на законодательном уровне различает клиническую и биологическую смерть:

  • Главным признаком биологической смерти считается смерть головного мозга. Для биологической смерти характерно полное и необратимое исчезновение функций мозга и всех органов.
  • Клиническую смерть характеризуют: остановка дыхания, остановка кровообращения, искусственное поддержание кровотока и вентиляции легких, сохраняющее функции центральной нервной системы.

Теологический подход в понимании жизни и смерти человека оперирует исходными понятиями душа и тело. Глобально в вопросе жизни и смерти все религиозные конфессии едины: физическое тело смертно, подвержено разрушению, душа — бессмертна.

Во всех мировых религиях биологическая смерть понимается как переход от одной формы жизни (земной) к другой ее форме — жизни души в иной, внеземной области мироздания.

Третья позиция в понимании феномена смерти представляет собой сочетание научных и религиозных идей. Её обычно обозначают как психо-эзотерическую.

Этот подход стремиться обосновать нестыковки в научном и религиозном подходах, изучить и объяснить феномены, игнорируемые ими или отнесённые ими к мистификациям.

Основывается на данных современных психофизиологических исследований деятельности мозга, исследований психики представителями трансперсональной психологии, данными предоставленными людьми, перенёсшими клиническую смерть и другими исследователями процессов смерти и умирания, не принимаемыми научным и религиозным сообществом.

Смерть и умирание в эпоху современных медицинских технологий

Острота биоэтических проблем смерти и умирания в условиях современной медицины связана с такими факторами как:

  1. уровень развития медицинских технологий по поддержанию жизни человека, находящегося в терминальном состоянии;
  2.  переосмысление феноменов жизни и смерти в философии и общественном сознании;
  3. выработка новых критериев биологической смерти человека.
  4. Читайте также

    Что изучает социальная психология?
    Социальная психология (СП) — это раздел психологии, который изучает поведения отдельного индивида или группы людей, когда они включены в отношения и взаимодействия в социуме. Предмет СП:…

     

Скачкообразное развитие в конце прошлого века реаниматологии и трансплантологии, значительно повысившее их эффективность привело к насущной необходимости пересмотра критериев смерти, решения ряда вопросов, связанных с оказанием медицинской помощи неизлечимым, тяжело страдающим людям, пациентам, находящимся в вегетативном состоянии и многих других связанных не только с декларируемой гуманизацией общества, но и со стоимостью всех обеспечивающих их процедур и мероприятий.

Улучшение информированности населения, всеобщий онлайн-доступ к массмедиа привели к активному обсуждению вопроса о праве человека на достойную смерть в определяемое им время.

Страх злоупотреблений в этой сфере во многих странах оценивает это право как неоднозначное.

1-й аспект. Апеллируя к его моральным аспектам, с одной стороны и к необходимости тщательной проработки в правовом отношении с другой, особенно в случае участия в акте прерывания жизни по просьбе страдающего медицинских работников.

Но есть и ещё один аспект, который пока мало учитывается, но который всё чаще выявляют практикующие психологи и психотерапевты у своих клиентов и пациентов. И это смещение страха с самого факта смерти, на страх страданий, сопутствующих приходу смерти, неприятие условий содержания тяжелобольных и умирающих, условий не обеспечивающих достойный уход из жизни, унижающих их человеческое достоинство.

Таким образом, в настоящее время большинство споров вокруг этико-медицинских проблем, связанных со смертью человека, сводятся к противоборству двух основных подходов к пониманию жизни. Оба они опираются на концепцию «качества жизни».

Только в основе одного лежит утилитарный подход – цена поддержания жизнедеятельности, страдания, причиняемые такой ситуацией живым, их оторванность от жизни социума.

2-й аспект. А другой подход носит философский характер и апеллирует к самоценности (святости) жизни.

К современным его трибунам стоит отнести прежде всего французских учёных середины-конца прошлого века.

Вопрос самоценности жизни был впервые в наше время поднят ими, в размышлениях о философии и эстетике исчезновения — этот термин ввёл Поль Вирильо в своей одноимённой работе. Для него и его единомышленников рефлексия об исчезновении стала результатом, опять-таки, осмыслением драматических событий середины ХХ века и их последствий для потомков.

В контексте «философии исчезновения» рассуждают о последствиях и значении политических и военных преступлений, глобальных природных и техногенных катастрофах. При таких обстоятельствах не только отдельные люди могли внезапно пропасть и пропадают сегодня, сменив имя на номер робы и безымянную могилу, а то и полное её отсутствие, но и целые города и народы исчезали и могут исчезнуть в дальнейшем.

Важно! В этом случае смерть тесно связана с опытом исторического шока.

Его осмысление заставило в своё время Теодора Адорно сказать, что после самого факта существования Освенцима писать стихи невозможно, раз культура и просвещение не смогли ничего предотвратить.

Его адепты возмущаются отношением к жизни с меркантильных позиций. Они возмущаются тем, что жизнь овеществляют, пытаются поставить в один ряд с ценностью материальных вещей, рационализируя и оправдывая умерщвление недееспособных экономической целесообразностью.

Провозглашая необходимость повышения гуманистичности современного общества, они превозносят следующую идею:

“… жизнь является безусловной, высшей ценностью в мире”.

К ней неприменимы критерии полезности, затратности, целесообразности и другие меркантильные характеристики.

Ценность жизни в том, что она есть, даже ущербная, неполноценная в каком-то отношении.

Польза в данном случае тоже есть, но она не материальная, а нравственная, духовная. Признавая жизнь высшей и безусловной ценностью во всех ее формах, общество сохраняет созидательные, конструктивные тенденции своего развития.

Сохранение жизни немощным, тяжело больным, инвалидам, престарелым и другим «экономически невыгодным» для общества людям сохраняет в обществе потенциал доброты и человеколюбия, составляющий духовную основу существования любого общества.».

Психо-эзотерический подход

В его основе прежде всего лежат работы основоположника современной психологии как науки – Зигмунда Фрейда. Ведь именно в психоанализе смерти уделено пристальное внимания — его теория предполагает наличие базового инстинкта, который осуществляет «влечение к смерти».

Из наиболее ключевых психологических исследований смерти так же стоит обратить внимание на работы американского психолога Элизабет Кюблер-Росс.

Она активно занималась исследованием околосмертных переживаний и оказанием психологической помощи онкобольным и членам их семей. Именно она ввела широко известную классификацию стадий принятия смерти от отрицания до смирения.

Психоэзотерический аспект в исследования смерти и посмертия лежит в основе изысканий, которые провёл Р. Моуди и его последователи, собирая рассказы людей, переживших клиническую смерть, или близкие к ней состояния.

Важное значение, для восприятия этого подхода, имеют также работы С. Грофа и его последователей. На основе сравнительного анализа переживаний больных шизофренией в острый период, людей, побывавших в состоянии клинической смерти или находившихся в психоделическом трансе после ЛСД-терапии, дыхательных практик С. Гроф стремиться постигнуть всю глубину переживаний умирающего человека.

Проанализировав истории болезней и рассказы людей, переживших клиническую смерть, Моуди пришел к выводу, что у многих из них наблюдалось чувство отделения от собственного физического тела, способность видеть и понимать, что происходит с его физическим телом, но невозможность вступить в контакт с людьми, которых человек видит и слышит, затем быстрое перемещение по темному тоннелю, в конце которого умирающий видит свет. Оказавшись в потоке этого света, люди слышали чей-то голос, который решал, что им нужно (или можно) вернуться назад, к прежней жизни.

Результаты этих исследований Р. Моуди и его последователей оцениваются академически ориентированными учеными очень неоднозначно, прежде всего потому, что экспериментально это проверить чрезвычайно сложно.

С позиций современной науки, данные явления объясняются гипоксией коры головного мозга, преимущественно правой её части, которая возникает в момент клинической смерти при остановке или значительном угнетении дыхания.

При теологическом подходе описанные Р. Моуди состояния, возникающие у человека в момент его клинической смерти — это переживания выхода души из физического тела и общение с Богом, который решает: вернуться ли человеку к его земной жизни или остаться в мире ином.

Что происходит с человеком в момент его умирания, а затем биологической смерти на самом деле на сегодняшний день стороннему наблюдателю выяснить невозможно в силу отсутствия полных объективных данных.

Ведь сам человек уже не может поделиться содержанием своего опыта смерти.

А потому и сегодня вопрос отношения к смерти – это индивидуальный выбор каждого из нас который определяется как верой, так и личной историей.

0
Автор публикации
Олег Андриенко 0
Комментарии: 0Публикации: 1Регистрация: 04-03-2020
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.