Сказкотерапия как метод работы с детьми и взрослыми

Читайте детям сказки. До того как они родились и после. Каждому возрасту своя сказка. Когда мама ждет малыша можно читать мифы, притчи про отношения, про детей и про роль матери. Сказки можно слушать, смотреть фильмы. Почему бы в это время не настроить себя на детский лад и вспомнить о любимых когда-то мультфильмах или посмотреть новые. Прекрасный мультфильм про то, что бывает, если запрещать ребенку пользоваться своими способностями и не только про это «Холодное сердце», про то как не просто быть необычным и опять же про вопросы воспитания и роли отца и матери в жизни ребенка – «Как приручить дракона» (все три части). Про развитие эмоций и их необходимость – «Головоломка». Можно пересмотреть Гарри Потера с точки зрения процесса взросления ребенка.  И удивительные кино-сказки «Звезные войны», «Аватар». Позже вы вернетесь к ним, когда малыш будет подрастать.

дети

Первые сказки после рождения

Это все прибауточки, стишки-потешки и присказки с проигрыванием движений. Проснулся малыш, а мама ему:

«Вот проснулись,

Потянулись,

С боку на бок

Повернулись!

Потягушечки!

Потягушечки!

Где игрушечки,

Погремушечки?

Ты, игрушка, погреми,

Нашу детку подними».

И дальше понемногу усложняем, добавляем картинки, буквы, начинаем читать вместе. Рисуем иллюстрации к сказкам, придумываем свой финал.

Вот она сказкотерапия дома.

Что дает встреча со сказкой? Сказка закладывает способы действия в ситуациях, если что-то пошло не так, учит как ведут себя люди через доступные ребенку образы животных. Ненавязчиво в обход сопротивления и защит, сказка формирует в сознании ребенка образы возможностей, выбора, путей. Показывает, что есть разные отношения: ты мне – я тебе, бескорыстная помощь, нападение – защита, завоевание доверия и завоевание силой. И многое-многое другое.

О смерти в сказках

Чего точно не стоит избегать, это тем смерти в сказках. Часто я сталкивалась с тем, что мама, не пережившая травму, связанную со смертью, избегает начало сказок. А почти все сказки для возраста с пяти до восьми лет начинаются с того, что умирают родители. Или оба, или только мама. Но без начала сказка теряет свой смысл. Ведь все, о чем дальше идет речь – это про то, как жить, когда родителей не будет. И не смотря на то, что эти подсознательные процессы будут востребованы намного позже, закладываются они именно сейчас.

Чем старше ребенок, тем сложнее сюжеты. Как определить какие сказки читать? Смотрим на то, что сейчас самое важное в развитии ребенка: речевое – значит все сказки, где есть повторения слов (“Колобок”, “Теремок”), тема смерти – все сказки, в которых так или иначе присутствует смерть, ранний подростковый возраст, половое созревание, отношения с другим полом (Красная шапочка, Синяя борода, Конек-Горбунок). Думаю система отбора понятна.

Придумать сказку

Чем еще может помочь сказка в домашних условиях? Если ребенок очень боится чего-то, его тревожит какая-то ситуация, он сильно переживает что-то, то самое время придумать про это сказку. При сочинении сказки помните несколько правил:

  1. Всегда есть герой, антигерой (тот, кто создает испытания для героя, не всегда враг или отрицательный герой, но часто), помощники, тот ради кого герой отправляется в путь (невеста, волшебный предмет для отца/реже матери, друг), злодей.
  2. Всегда есть сказочный мир и путь героя, на котором он проходит ряд испытаний.
  3. Ничего не дается герою просто так.
  4. Герой побеждает, но обязательно с нескольких пыток или заданий.
  5. Есть вывод, мораль, итог.

Когда ребенок сочиняет сказку, задача взрослого помочь и направить его, ввести в нужное время героя, создающего ситуацию испытания, трудности или предложить придумать героя помощника.

Важно, в ходе такой творческой работы вывести ребенка на решение ситуации. Можно победить чудище под кроватью, а можно с ним подружиться.

Как сказка решает трудности поведения ребенка

Если вы столкнулись с трудностями поведения у ребенка – агрессия, ложь, воровство, то можно сочинить сказку для ребенка. Вот план, который поможет вам в этом:

  1. Подбор героя, близкого ребенку.
  2. Описываем жизнь героя в сказочной стране, ребенок может провести параллель с собственной жизнью.
  3. Помещаем героя в проблемную ситуацию, похожую на реальную.
  4. Герой начинает искать выход из создавшейся ситуации. Главная задача – показать ситуацию с разных сторон.
  5. Герой понимает свою неправоту и становится на путь изменений.

В сложных ситуациях, когда вы сами находитесь в большом стрессе (развод, горе, ссоры и конфликты, агрессия, депрессия), когда у вас нет собственного ресурса, лучше обратиться к специалисту. Я в своей работе с детьми очень часто использую разные формы работы со сказкой. И со взрослыми сказкотерапия дает свои хорошие результаты.

И конечно, специалист в области сказкотерапии более глубоко, мягко и бережно поможет вам и вашему ребенку.

0
Автор публикации
Наталья Федына 0
Cемейный психолог, клинический психолог.
Комментарии: 0Публикации: 12Регистрация: 01-12-2019
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.