Почему подросткам свойственны суицидальные мысли, и представляет ли это реальную опасность

Подростковый возраст отличается особой сложностью. В этот период особенно сильно проявляются все накопленные негативные сценарии, привычки, а также неадекватно прожитые в прошлые кризисные периоды схемы поведения. Ко всему этому активно подключается физиология: половое созревание, гормональные скачки, которые приводят к частой смене настроения, диспропорции в теле. Все это приводит к формированию стойкой неудовлетворенности собой, неуверенности в себе, недоверию к миру.

Важно! Внутренний конфликт подросткового периода построен на противоречии «хочу общаться — ненавижу всех, включая себя».

Отсюда острые конфликты, демонстративные формы поведения, негативизм, агрессивность, раздражительность и общая неудовлетворенность собой и всем тем, что вокруг происходит.

Не удивительно, что у большинства подростков, так или иначе, возникают мысли о суициде. По статистике каждый двенадцатый подросток в России в возрасте 13-17 лет пытается совершить попытку суицида. Это очень много. И все же не каждый подросток переходит от мыслей к действию.

Есть причины, которые являются подталкивающими, обуславливающими такой выбор взрослеющей личности.

Ненужность как главная причина суицидальных мыслей

Главное чувство, которое определяет у человека желание жить – это нужность. Я нужен этому миру, людям, которые меня окружают. Самое важное, что слышно в рассказах о себе у тех, кто приходит кто мне за помощью в связи с суицидальными мыслями, – это острое чувство ненужности. Не одиночества, а именно ненужности. «Я никому не нужен», «Я всем мешаю, без меня будет лучше», — это наиболее часто используемые фразы в речи. Причиной этого чувства является поведение близких людей, и, в первую очередь, родителей. В этот непростой период для всей семьи очень важно быть внимательным к собственной речи. Высказанные в запале слова «да кому ты вообще нужен», «зачем я тебя родила», «ты только нервы трепать умеешь», «как тебя земля только носит» и другие в таком духе не только наносят подростку сильную психологическую травму, но и могут быть пусковыми для того, чтобы он осуществил задуманное.

Быть нужным – это еще и про личные отношения. Подростковый возраст – это время первой влюбленности и потери, это обострение отношений с друзьями, в силу невозможности контролировать перепады настроения. Каждая неудача в личных отношениях обостряет чувства, ранит и делает подростка еще более уязвимым. В такие моменты ему как никогда нужна поддержка и понимание родных. И даже если он кричит на вас, обвиняя в своих бедах, помните, что, скорее всего, это просто способ выразить всю силу своей боли. Сейчас по-другому он не умеет. Но ваше спокойное, внимательное, доброе, искреннее участие, понимание и любовь, помогут ему пройти этот путь и найти другие способы выражения своих чувств и силы их пережить.

Очень сильно подчеркивает ненужность равнодушие окружающих. В школе никто не обращает внимание на плохое настроение подростка, подавленное состояние, плаксивость. На кружках и секциях оставляют незамеченными участившиеся случаи пропусков занятий, жалобы на головную боль, снижение физической активности. Дома… Самое страшное, когда равнодушие проявляется дома. Когда ты приходишь домой, и никому не интересно, как ты себя чувствуешь, что произошло, где ты был, как ты выглядишь, ел ты сегодня или нет. Присоединяясь к недовольству собой, разочарованности в жизни, потери смысла, равнодушие толкает подростка в пропасть.

«Я плакала, потому что мне было очень обидно и больно, но все проходили мимо. Ни один учитель не подошел ко мне. Представляете, никто, даже N, которая всегда ко всем подходит. Как будто я пустое место. От этого стало невыносимо тяжело и больно». 

Никому не пожелаешь испытать такие чувства. А ведь нужно-то было всего лишь остановиться и спросить, в чем дело, что случилось. Такая малость, а так много значит. Если вы видите, что подросток предоставлен сам себе, у него подавленное настроение, есть признаки физической слабости, бледность кожи, заплаканные глаза или слезы, не проходите мимо. Возможно, вы спасёте чью-то жизнь.

Гиперопека и контроль как причина суицидальных мыслей

Есть другая сторона, причины другого характера – гиперконтроль и гиперопека со стороны взрослых.

Читайте также

Опасные сигналы, что человек может совершить суицид
Самоубийство — вторая по распространенности внешняя причина смерти после дорожно-транспортных несчастных случаев. Печальная и пугающая статистика говорит, что каждые 40 секунд где-то в мире человек…

 

Несмотря на высокую потребность во внимании, нужности, любви и заботе, подросток отчаянно борется за свое личное пространство и свободу. Взрослеющая личность начинает чувствовать себя способным нести ответственность за свою жизнь и неосознанно стремится проявить свои способности. Да, неумело, с ошибками и нарушениями. Но кто из нас не ошибается. При этом тревожные, авторитарные родители часто забывают о том, что самостоятельность и ответственность не появляются в ситуациях жесткого контроля. Опираясь на свои стереотипы, страхи, тревоги, они продолжают строго контролировать и ограничивать в правах подростка, а зачастую даже усиливают этот контроль. Возникает борьба, увеличивается число и сила конфликтов, травмирующих не только подростка, но и всю семью. При наличии первой причины – чувства ненужности, гиперконтроль формирует чувство бессилия и безысходности. Не чувствуя сил изменить ситуацию, не получая эмоциональной поддержки, понимания, сочувствия в кругу семьи, подросток видит только один выход – смерть. Зачастую искренне веря в то, что так лучше для всех.

«Зачем мне учиться, если я не хочу быть юристом? А музыкой заниматься мне никто не даст, тогда зачем жить?», «Ненавижу литературу, хочу быть врачом, но мама категорически против, а с папой вообще нет смысла разговаривать», «Мне не дают встречаться с друзьями, потому что они не нравятся родителям, а я без них не могу», «Я хочу сама решать, во что мне одеваться, а не выглядеть как старушка», «Они все решают за меня, абсолютно. Когда и что есть, во сколько ложиться спать, как отдыхать, какую музыку слушать. Я даже в туалет хожу с разрешения. Как будто я не человек. У меня все равно нет жизни». 

Можно привести еще много примеров, которые говорят об отсутствии уважения к растущей личности и наличии сверхконтроля. Недоверие, которое выражает родитель таким поведением, провоцирует подростка на отчаянные меры – уход из дома, шантаж, угрозы покончить жизнь самоубийством. Часто такие угрозы несут в себе крик о помощи – обрати внимание на мои потребности, чувства, желания. На мою боль. И часто случаи шантажа заканчиваются печально по неосторожности. Не удержался, оступился, поскользнулся, не рассчитал время прибытия скорой. Глупая неосторожность, ошибка, просчет приводят к большой беде.

Читайте также

Подростковый возраст: 5 простых правил пережить сложный период
Подростковый возраст — это период в возрастном диапазоне с 11-12 лет и до 15-17 лет, который характеризуется перестройкой всего организма ребенка. Это перестройка как психического, так и…

 

Реальна ли опасность

И отвечая на вопрос: реальна ли опасность – можно с огромной уверенностью сказать ДА, реальна.

Родители, если вы в похожей ситуации, когда ребенок ярко протестует, настаивая на своем, задайте себе вопрос: «Что для меня важнее: чтобы он сделал по-моему или чтобы ребенок жил». Надеюсь, вы выберете жизнь, и найдете в себе мужество признать за подростком право принимать собственные решения, ошибаться, уходить и возвращаться, но оставаться нужным, любимым, родным.

Однажды, вы уже подарили ему жизнь, так почему бы не отдать этот подарок на совсем.

0
Автор публикации
Наталья Федына 0
Cемейный психолог, клинический психолог.
Комментарии: 0Публикации: 12Регистрация: 01-12-2019
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.