5 простых упражнений для родителей на развитие внимательности школьника младших классов

Внимание – это одна из высших психических функций. Хорошее развитие функции внимания обеспечивает работу памяти и мышления. И если непроизвольное внимание не зависит от воли человека, и на него в большей степени влияют внешние стимулы, на который человек реагирует опираясь на свои интересы, эмоциональное и физическое состояние, потребности, установки, личностную направленность, то на произвольное внимание человек влиять может.

John Wilhelm

Особенности внимания как психической функции

Как уже стало понятно, процессы внимания, в произвольной его части, зависят от сформированности воли, формирование которых заканчивается к 12-15 годам. Поэтому в той или иной степени у младших школьников произвольное внимание будет слабым. Особенно в концентрации и устойчивости. Также стоит учитывать, что длительное поддерживание произвольного внимания  приводит к утомлению, причем даже к большему, чем от физического напряжения.

Важно! Поэтому развивать внимательность младшего школьника нужно с учетом его физиологии, а именно учитывать интервалы, в которые ребенок может удерживать внимание с усилием воли.

Обычно это 10-20 минут. Зная такую особенность, хорошие педагоги на уроке планируют смену деятельности. Меняют объект внимания и анализатор. Послушал объяснение, теперь напиши, а теперь прочитай или расскажи. Это способствует снижению утомлению и планомерному развитию процессов внимания.

Внимание обладает следующими характеристиками:

  • Концентрация
  • Объем
  • Устойчивость
  • Переключаемость
  • Распределение

Когда говорят, что ребенок невнимателен, то дают общую характеристику, скорее всего имея ввиду рассеянность, т.е. неспособность сконцентрироваться на изучении предмета. А значит можно предположить, что у ребенка нарушена такая характеристика, как концентрация. Можно ли это определить путем простого наблюдения? Наверное да. Но лучше провести специальные тесты, которые покажут уровень развития внимания по всем характеристикам. Это нужно для того, чтобы понимать, на что можно опираться в развитии внимательности у младшего школьника.

Читайте также

Зачем учить ребенка делать уроки самостоятельно?
Помните, что это ребенок, а не вы пошли в школу. Это его, а не ваша личная ответственность. Что ребенок должен делать самостоятельно Первоклассник может сам собрать портфель. Работа мамы в…

 

И уж если в психологии выделили пять характеристик произвольного внимания, то давайте разберем упражнения на каждую характеристику.

Когда вы будете давать упражнения своему ребенку, начинайте с тех, которые ориентированы на развитие самой сильной характеристики, в середине дайте задание для самой слабой, и в конце проиграйте все остальное. Так, например, если снижен объем внимания, но хорошая переключаемость, то сначала даем задание на переключаемость внимания, потом на концентрацию, после этого на объем, и в конце на распределение и устойчивость.

Упражнения на развитие внимательности

Упражнение на развитие концентрации внимания

Перед ребенком выкладывается карточка с набором букв русского алфавита (см. образец), в среди котрых зашифрованы слова. Задание: найди слова на карточке.

Образец:

АВРОГАЗЕТААТМНИВСЛШКТДОМРВМЧЕВНГМКШЬ
ШАОНСРВИКЕЫКОМОКИВЛГМЛГСТИМСНПАКЕТД
АВМЛБЕРЁЗАВЛНГСТРЫИЧЕНСЩКНИГАМШВЫЛ
ВОНГАРСИЫПЧЬЛЩКОШКАДАТАВЕСНАЕУКЫМЧСЯ
ЗВНКПЕНАЛВАКСШНМТВЛДЧБЮВНЛЕСВНАОСТВ

Для облегчения функции контроля можете взять для себя образец 2 (с выделенными словами), а ребенку сказать их количество. В данном образце их 10. Можно составлять свои карточки, менять слова, соблюдая правило: слова – это имена существительные не длиннее 6 букв, знакомые ребенку, не имеющие сложных буквенных сочетаний (счт, стс, штч и т.п., например, счетчик – сложное слово для поиска).

Образец 2 (для контроля)

АВРОГАЗЕТААТМНИВСЛШКТДОМРВМЧЕВНГМКШЬ
ШАОНСРВИКЕЫКОМОКИВЛГМЛГСТИМСНПАКЕТД
АВМЛБЕРЁЗАВЛНГСТРЫИЧЕНСЩКНИГАМШВЫЛ
ВОНГАРСИЫПЧЬЛЩКОШКАДАТАВЕСНАЕУКЫМЧСЯ
ЗВНКПЕНАЛВАКСШНМТВЛДЧБЮВНЛЕСВНАОСТВ

Также в этом блоке можно использовать все задания, связанные поиском предмета среди других по описанию, заданной буквы в тексте (можно взять любую журнальную статью, где можно вычеркивать букву или буквы), лабиринты, 10 отличий.

Упражнение на развитие объема внимания

«Что изменилось».

Разложите на столе от 5 до 15 предметов. Попросите ребенка внимательно посмотреть на предметы. После чего ребенок выходит из комнаты, а вы меняете местами несколько предметов (не более 5. Начинайте с 1-2-х), ребенок возвращается, и его задача назвать изменения.

Читайте также

Подросток не хочет учиться: что делать родителям
Сын-подросток заходит домой после школы, бросает сумку с учебниками. На приветствие мамы говорит: «Ненавижу эту школу! Надоели эти уроки! Не буду учиться! И вы меня не заставите!» Мама в шоке…

 

Вариант этого упражнения для группы детей: 1 водящий, внимательно смотрит на всех остальных и выходит из комнаты. Дети могут меняться элементами одежды (заколка, значок, галстук, пиджак), можно поменять прическу и т.п.. Водящий возвращается и находит изменения.

Помимо внимания это упражнение тренирует память.

Упражнение на развитие устойчивости внимания

Графический диктант.

Перед ребенком выкладывается тетрадный лист в клеточку с отмеченной точкой в верхнем левом углу (это точка начала рисунка).

Инструкция: «Сейчас мы будем рисовать по клеточкам под диктовку. Я буду говорить направление и количество клеточек, твоя задача следовать указаниям и рисовать, не отрывая карандаш от листа».

Для тренировки можно дать простой рисунок «Заборчик»: 1 клеточка вверх, 1 клеточка вправо, 1 клеточка вниз, одна клеточка вправо и т.д.

Образцы рисунков для диктовки:

Упражнение на развитие переключаемости внимания

«Запрещенное движение» (5 мин)

Правила игры

Взрослый (или ведущий из числа детей) показывает различные движения, которые нужно повторять. Одно из движений — «запрещенное», оно называется и его повторять нельзя, нужно заменять любым другим движением.

Упражнение на развитие распределения внимания

Распределение внимания проявляется в умении заниматься 2-3 видами деятельности одновременно. Поэтому здесь все задания будут связаны с развитием межполушарного взаимодействия.

Одно из таких называется «Юлий Цезарь».

Инструкция: Делать одной рукой одно действие, другой – другое одновременно и не сбиваясь:

a) нарисовать одной рукой круг, другой квадрат;

б) перекладывать одной рукой из тарелки в тарелку горох, а другой рукой перелистывать книгу и т.д.;

в) одной рукой гладить себе макушку головы, другой похлопывать по животу.

Читайте также

А вы друг своему ребенку?
Многие психологи против утверждения, что родители и дети должны быть друзьями в классическом понимании этого слова. Всё-таки в функции родителя есть и другие черты, которые формируют полноценную…

 

Чтобы добиться первых устойчивых результатов необходимы систематические занятия не менее 30 минут в день в течение месяца. Лучше, если это будет не самое позднее время, не позднее восьми часов вечера. И чтобы не столкнуться с сопротивлением, которое приведет к снижению эффективности, проводите занятия в виде интересной игры, меняя задания местами и вводя новые. Не забывайте хвалить ребенка за успехи и поддерживать в неудачах. Иногда меняйтесь с ним местами. Пусть он тоже придумает вам задание или проведет игру, это тоже прекрасно потренирует его внимание. Например, графический диктант Для проверки того, как ребенок диктует, можно записать его на диктофон. Потому что дети могут путать право и лево или неверно сосчитать количество клеточек, но не смогут отследить или признать собственную ошибку.

Успехов вашим детям и вам!

0
Автор публикации
Наталья Федына 0
Cемейный психолог, клинический психолог.
Комментарии: 0Публикации: 12Регистрация: 01-12-2019
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.