Как улучшить память взрослому: опыт психолога

В практике психолога регулярно встречаются запросы на укрепление когнитивных функций. Обозначим основные причины забывчивости:

  • Отрицательные эмоции.
  • Состояние хронического стресса.
  • Переутомление, отсутствие мотивации.
  • Негативные установки в отношении собственных возможностей.

Данный перечень хочется закончить известным постулатом: «Памяти без внимания не бывает», тем самым выделяя его практическое значение в вопросах эффективности когнитивного функционирования.

Важно! Базовая закономерность: чем чаще и разнообразнее мы используем возможности интеллектуальной сферы, тем активнее и работоспособнее она становится.

Техники запоминания

Наряду с общими рекомендациями поддержки интеллектуальной сферы (сбалансированное питание, свежий воздух, физическая активность и др.), эффективно применять ряд упражнений. Существуют техники запоминания, укрепления отдельных видов памяти, свойств внимания. Такие приемы наиболее полезно использовать для решения конкретной задачи. Например, необходимо запоминать большой объем текста, появилась потребность укрепить концентрацию внимания или зрительную память.

Читайте также

8 советов как улучшить память. Мнемоника в помощь запоминанию
Мнемоника — это набор правил и методик для улучшения процесса запоминания. Эти правила основываются на научных исследованиях. Сила вашей памяти напрямую связана с активной жизнедеятельностью и…

 

Практический опыт проведения развивающих тренингов выявил наиболее эффективную тактику, который заключается в комплексном подходе. Комплексный подход заключается в применении разнообразных упражнений и развития интеллектуальной сферы в общем с учетом индивидуальных способностей. Условно развивающие упражнения можно классифицировать следующим образом:

  • Упражнения по системе «Гимнастика мозга».
  • Разминки.
  • Логические задачки.
  • Интеллектуальные игры.
  • Упражнения на воображение и импровизация.

Вкратце рассмотрим каждое из обозначенных направлений.

  1. Гимнастика мозга

Например, перекрестные движения, рисование геометрических фигур двумя руками одновременно и т д. Данные упражнения направлены на укрепление межполушарного взаимодействия.

  1. Разминки

Существует множество модификаций. Приведем примеры нескольких из них:

  • Конструктор слов. Из одного слова составить как можно больше слов (например, из слова ГОСУДАРСТВО можно составить не менее 56 слов.).
  • Анаграммы. Восстановить правильный порядок букв, чтобы получилось слово (ОТИКРНОВ).
  • В течении одной минуты произносить слова на одну букву.
  • На каждую букву алфавита произнести имена.
  • Произнести как можно больше слов с определенным слогом.
  • Простые математические действия с двузначными числами.
  1. Игры

И здесь мы сталкиваемся с широким разнообразием:

  • Можно играть в настольные игры, например, «Активити» или «Alias». Данные игры предполагают командное взаимодействие, и служат дополнительным фактором развития взаимоотношений и коммуникативных навыков.
  • Викторины, квесты и др.
  • Для развития воображения можно использовать друдлы — визуальные загадки, направленные на описание картинок.
  •  Импровизационные упражнения помогают повысить уверенность, скорость мышления. Например, составить рассказ из случайного набора слов. Для группы подходит диалог двух и более персонажей с использование слов, начинающихся на одну букву алфавита или только на гласные буквы. В данном направлении также существует многообразие подходов и вариантов заданий.

Практические рекомендации для улучшения памяти 

  1. В ситуациях непродуктивности когнитивной сферы полезнее сначала определить причину. Далее по возможности устранить её и подобрать упражнения для укрепления под индивидуальные задачи.
  2. Основополагающими условиями успешного развития интеллектуальной сферы являются разнообразие заданий, новизна, регулярность и интерес при выполнении интеллектуальных задач.
Читайте также

Три методики для диагностики памяти подростка
Ни одна другая психическая функция не может быть осуществлена без участия памяти. По тому, что запоминает человек, выделяют четыре вида памяти: двигательную, словесно-логическую, эмоциональную и…

 

0
Автор публикации
Аватар 0
Заведующая отделение экстренной психологической помощи В СПб ГБУСОН «КЦСОН Невского района»
Комментарии: 0Публикации: 1Регистрация: 18-02-2020
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.