Как правильно наказать ребенка. И нужно ли это?

Идея наказания так же стара, как сама человеческая цивилизация. Она занимает видное место в мифологии, религиозных учениях и первых кодексах законов. За этой идеей стоит безупречное, на первый взгляд, утверждение: отрицательные последствия поступка снижают вероятность его повторения в будущем.

Двумя областями, где наказанию всегда находилось место, стали правосудие и воспитание. Само по себе такое родство является настораживающим. Правосудие занимается нарушениями, отклонением от нормы, тогда как через воспитание проходит каждый родившийся на земле человек. Тем не менее, наказания оставались «мэйнстримом» воспитательного процесса на протяжении многих веков. Изредка раздавались голоса философов и гуманистов, пытавшихся доказать, что отрицательные последствия наказаний перевешивают все возможные положительные эффекты. Так мир добрался до ХХ века, когда научная психология, статистика и нейробиология позволили делать обоснованные выводы о вреде и пользе различных методов воспитания.

Физическое наказания порождает агрессию у ребенка

Что же говорят о наказаниях авторы последних научных исследований? Наиболее просто оказалось ответить на вопрос о целесообразности физических наказаний. 

Важно! Согласно данным исследования 2017 года, в котором приняли участие 372 родителя, дети, подвергавшиеся телесным наказаниям, проявляли агрессивное поведение в 2,7 раза чаще своих «небитых» сверстников.

Исследование, завершившееся в 2018 году (участие в проекте приняли 1196 детей и их матери из восьми стран мира), в очередной раз подтвердило наличие тесной связи между применением физических наказаний и высоким уровнем тревожности и агрессии у ребёнка. Даже в статье с интригующим названием «До сих пор отсутствуют доказательства в пользу положительного или отрицательного эффекта физических наказаний» делается вывод об однозначной неприменимости этого метода3.

Важно!  Агрессия порождает агрессию. Ребёнок получает красноречивое подтверждение того, что проблемы можно и нужно решать кулаками.

Не наказание, а система правил

Сложнее обстоит дело с наказаниями без применения физического воздействия. Редким исключением остаются такие авторы, как Альфи Кон, которые настаивают на ошибочном характере самой идеи наказания как метода воспитания. Большинство специалистов сходятся во мнении, что ребёнок должен сталкиваться с негативными последствиями нежелательного поведения. Критически важным является то, как эти последствия реализуются.

Читайте также

Подростковый возраст: 5 простых правил пережить сложный период
Подростковый возраст — это период в возрастном диапазоне с 11-12 лет и до 15-17 лет, который характеризуется перестройкой всего организма ребенка. Это перестройка как психического, так и…

 

Джон Медина, Директор Центра изучения мозга при Тихоокеанском университете Сиэтла, указывает на три составляющих успешного развития дисциплины:

  1. Понятная и обоснованная система правил.
  2. Адекватные наказания.
  3. Наличие процедуры объяснения: почему тот или иной поступок принёс или мог принести вред самому ребёнку или окружающим и поэтому должен быть наказан.

Действительно, многие авторы отмечают, что нежелательное поведение ребёнка часто вызывается незнанием или непониманием тех правил и норм, которые приняты в данном коллективе. При этом окружающим взрослым эти правила кажутся очевидными.

Вывод простой – формулируйте «правила игры» и объясняйте их до тех пор, пока не станут понятны ребёнку. Вторым чрезвычайно важным фактором является обоснованность правил и «санкций». Ребёнок должен понимать, что предложенные вами правила, в конечном счете, защищают его интересы или просто необходимы для нормального существования коллектива.

И, наконец, самое важное: даже будучи наказанным, ребёнок должен чувствовать себя в безопасности. 

В случае, когда он ощущает угрозу своему здоровью, достоинству или взаимоотношениям с родителями, негативные эмоции могут оказаться настолько сильными, что наказание не только не приведёт к желаемому результату, но и вызовет неожиданные и нежелательные психологические последствия.

Читайте также

Что будет, если говорить сыну «Мужики не плачут»: руководство по воспитанию настоящего мужчины. 
А ведь каждый из нас на детской площадке, в саду или в школе слышал фразу, которую говорят сыну в 2, 4, 8 или 10 лет: “Мужики не плачут”. Возможно, её говорили кому-то из вас? Или вы повторяете это…

 

Что касается осуществления наказаний, то здесь рекомендуется соблюдать следующие простые правила. Наказание должно быть:

  1. Последовательным: за проступком А всегда следует наказание В.
  2. Своевременным:осуществляется сразу после совершения проступка.
  3. Жёстким, но не жестоким: нет смысла в наказании, если ребёнок не получает хотя бы минимума негативных эмоций.

Наказание часто становится «легальным» способом проявления агрессии со стороны взрослого. Мы убеждаем себя, что действовали исключительно во благо ребёнка, но факт остаётся фактом: крик или шлепок происходят раньше, чем мы успеваем подумать об их целесообразности. Поэтому все перечисленные выше рекомендации становятся неосуществимыми без желания родителя или педагога развивать эмоциональную устойчивость и «воспитывать» не только ребёнка, но и самого себя. Мы сами и наше поведение и есть главный «учебник жизни» для находящихся рядом детей. Какими взрослыми мы хотели бы их видеть? Дать уверенный ответ на этот вопрос совершенно необходимо для выбора стратегии воспитания.

0
Автор публикации
Кирилл Кузьмин 0
Объединённая Федерация Традиционного Карате России
Комментарии: 0Публикации: 1Регистрация: 22-01-2020
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.