Почему детям до 5 лет не нужны развивающие кружки

Как только малыш немного подрос, мама начинает ходить на всевозможные «развивашки». Сегодня мы тут рисуем, а тут играем в кубики, а здесь учимся делать поделки из бумаги. Причем все это с 1,5-годовалого возраста. Встает большой вопрос: “ЗАЧЕМ? Уже вижу возмущенно-удивленные глаза современных мам. Как же? А развитие? Ребенок должен научиться, уметь, знать.

На мой взгляд, дополнительные развивающие занятия лет до пяти нужны только если мама хочет освободить от 30 минут до часа для себя или хочет научиться, как лучше играть с ребенком. Но первая задача, как правило, не решается, а вторую можно решить путем поиска нужной информации в Интернете. В остальном с развитием ребенка мама прекрасно может справиться сама через игру и общение. До трех-пяти лет ключевой фигурой в мире ребенка является мама. Все развитие строится через общение с ней. И здесь не нужны специальные занятия. Достаточно быть с ребенком, разговаривать с ним, быть к нему внимательным, в тоже время постепенно увеличивая время для его свободной деятельности.

Важно! В обычном бытовом общении мама может дать так много за короткий промежуток времени, сколько не даст не одно занятие. Дом, вещи, мир вокруг – это волшебный сундук. Вы и ваше желание общаться с ребенком – лучший учитель. И лучшее, что есть у ребенка для его развития от природы – его любопытство.

Pel, john, wilhelm

Полтора часа волшебства: чем занять детей

Вот вам небольшая зарисовка, как из 1,5 часовых мучений сделать волшебство. Итак, представим себе маму с двумя (тремя) детьми. Она по дороге с работы забрала детей из садика. Впереди еще ужин готовить. Как справиться? Используя детскую любознательность.

Читайте также

Ребенок до года: что нужно знать, чтобы вырастить гения
Все молодые мамы знают, что сейчас огромное количество курсов и развивающих занятий, в том числе и для детей до года. Обратите внимание на то, что малышам, которые только научились ходить уже…

 

По дороге из садика обсуждаете с детьми, какой ужин вы все вместе сегодня будете готовить. И кто, что будет делать. Как это интересно, готовить, можно придумать сказку о волшебных гномах, которые любили готовить.

Итак, например, готовим макароны с котлетами (фарш у вас подготовлен заранее) и салат из капусты.

Зашли домой и все в ванную — мыть руки, т.к. будем готовить (приучаем к гигиене + отрабатываем свойства предметов: вода мокрая, теплая (можно поиграть холоднее, теплее), полотенце сухое и мягкое, + цвета: вода прозрачная, полотенце синее, мыло розовое. Руки чистые, мокрые или сухие).

Дальше кухня. Достаем все необходимое. Точнее и вы и дети. Тут снова свойства предметов  — большая, маленькая, круглая, деревянная, стеклянная, металлическая.

Примечание! Цвета и форму также здорово проигрывать на овощах. Детки с 3-х лет уже вполне могут справиться с морковкой и теркой. А вы в это время капусту режете, и вода в это время закипает. Дальше солим воду — проигрываем понятие много мало, больше меньше. И закладываем макароны. И тоже самое с котлетами. Лепим — Вы побольше, детки поменьше (большой маленький и форма — круг, овал, + свойства — мягкое, твердое).

Некоторые дети к этому моменту уже могут устать от внимания. УРА!!! Они идут играть и кормить своих кукол, или катать свои машинки, а Вы спокойно все доделываете. Но если они стойко включились в процесс. Опять Ура!!! Вы волшебница и можете заинтересовать детей! Доделываете ужин вместе. Не забываете всех хвалить.

Вместе накрываете на стол. Тут можно посчитать предметы или закрепить понятие «один-много» (с детьми до 3-х лет). 

Волшебство состоялось:

  1. Вы были с детьми, теперь минут 40 вы им точно будете не нужны.
  2. Вы так много всего с ними изучили: цвета, форму, свойства предметов, счет и т.п.
  3. Вы приготовили ужин за 30-40 минут, а не за 1,5 часа, отвлекаясь на детей.
  4. Все довольны! У всех хорошее настроение!

А еще, у мамы есть шкатулка с пуговицами. Это же целый клад. Играя с ними, развиваем все: мелкая моторика, один-много, счет, цвета, размеры, сенсорное развитие (особенно при поиске нужной пуговки с закрытыми глазами), межполушарное взаимодействие (возьми левой рукой, сложи в два столбика одинаковые пуговки одновременно двумя руками и т.п.).

Читайте также

«Это невыносимо!»: зачем нужен кризис 3-х лет
Первое сильное испытание для родителей – это кризис трёх лет. «Это невыносимо! Он все делает наперекор, вопреки мне! Все хочет делать сам! А еще эти постоянные вопросы! И капризы! Как будто другой…

 

Последствия нагрузки ребенка занятиями

Нет ничего страшного, если мама с малышом сходит на одно – два занятия в неделю, скажете вы. Возможно, и нет ничего страшного, но существует опасность постепенного увеличения нагрузки на несформированные структуры мозга и организм ребенка в целом. Это может привести к развитию невроза, который проявиться не сразу, а например в школе в виде повышенной утомляемости, снижении процессов памяти и ухудшения внимания. Может появиться агрессивное поведение или наоборот повышенная плаксивость и раздражительность. На развивающих занятиях дети часто сидят, отсутствует компонент спонтанного общения, дети привыкают делать только то, что говорит взрослый, снижается познавательная активность, не образуются необходимые нейронные связи для самостоятельности, поисковой активности.

К привычке ребенка иметь готовое занятие со взрослым, присоединяется страх мамы не успеть, не справиться самой.

Важно! У родителей не формируется понимание того, что ребенок развивается через спонтанную деятельность со взрослым, общение с ним, игру. Страшно не успеть научить своего ребенка всему, приводит к погоне за всем самым модным. Здесь развивают скорочтение, а здесь ментальную арифметику, а здесь робототехника на английском, а еще танцы, футбол, рисование. И ведь все же очень полезно для развития ребенка. И ребенок из детского сада, где тоже есть своя программа и занятия, бегом бежит каждый день, то на одно, то на другое занятие.

Pel, john, wilhelm

Когда и как на самом деле развивается ребенок?

В погоне за супер-развитием, родители забывают, что с трех лет ведущей деятельностью ребенка является ролевая игра со сверстниками.

Это возможность примерить на себя все роли: продавец, родитель, врач, машинист поезда, поезд, повар и многие другие.

Важно! Ролевые игры развивают произвольное внимание, память, речь, воображение, регуляторные функции. Помимо этого во время совместной игры со сверстниками дети учатся общению, умению учитывать желания и действия других, отстаивать свое мнение, умению настоять на своем, а также совместно строить и реализовывать планы. Исполняя различные роли, ребенок начинает охватывать все стороны различных видов деятельности, что расширяет его кругозор, развивает познавательную активность, а проживание впечатлений, обогащает внутренний чувственный мир ребенка.

Умение играть не является врожденным. Конечно, нужно помогать детям, учить играть. Что входит в помощь? Озвучивание того, что вы и другие люди делают. Например, в магазине можно обратить внимание ребенка, на то, что продавец взвешивает мясо, или как кассир выбивает чек, куда кладет деньги. Также в помощь входит первичная организация игры, которая заключается в том, чтобы предложить ребенку поиграть, например, в магазин, используя при этом те предметы, которые есть дома.

Самые распространенные ролевые игры для детей:

  1. магазин;
  2. дочки-матери;
  3. игры у врача или доктор Айболит;
  4. аптека;
  5. строим дом;
  6. детский сад (школа);
  7. день рождения;
  8. парикмахерская и другие.

Игру может предложить взрослый, организуя ее, и некоторое время играя вместе с ребенком, выполняя разные роли, меняясь с ним. Ребенок может придумать игру сам. Например, после поездки на поезде, ребенок долго может играть в поезд. Быть паровозиком, или кондуктором или строить железную дорогу.

Во время ролевой игры ребенок учится считать, знакомится с буквами и первыми слогами, пробует писать первые цифры и буквы, потому что это необходимо для игры. Но делать все это он будет так, как ему интересно и в соответствии со своим возрастом. Он будет двигаться, когда ему будет это нужно или сидеть, когда это будет необходимо.

Важно! Любая игра у детей в возрасте от 3-х лет займет от 15 до 30 минут. За это время он получит значительно больше, чем за тоже время на любом занятии, например, по ментальной арифметике или английскому языку.

Самое лучшее, что может сделать взрослый, это создать возможность, чтобы ребенок играл со сверстниками. Не занимался! Играл. Как можно больше. Да, под наблюдением и с некоторой помощью взрослых. Но именно играл. Поэтому после детского сада, лучше всего пойти погулять на детскую площадку.

0
Автор публикации
Наталья Федына 0
Cемейный психолог, клинический психолог.
Комментарии: 0Публикации: 12Регистрация: 01-12-2019
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.