Три методики для диагностики памяти подростка

Ни одна другая психическая функция не может быть осуществлена без участия памяти. По тому, что запоминает человек, выделяют четыре вида памяти: двигательную, словесно-логическую, эмоциональную и образную. По тому, как человек запоминает выделяют произвольную (т.е. с участием воли) и непроизвольную (т.е. когда запоминается «само по себе») и по каналу восприятия информации: зрительную (опосредованную), слухо-речевую, тактильную, обонятельную, вкусовую. Ну по длительности сохранения информации есть кратковременная и долговременная память. Основные процессы памяти: запоминание, сохранение, узнавание, воспроизведение, забывание.

Как любая высшая психическая функция формируется память в детстве, а развивается всю жизнь.

Важно! Активный возраст развития высших психических функций с 3-х до 12-ти.

Но это не значит, что потом нельзя уже ничего сделать, просто усилий нужно будет приложить немного больше, особенно, если в активном возрасте были проблемы.

Причины проблем с памятью

С 15 лет начинает активно развиваться индивидуальная мнемическая система, суть которой в накоплении индивидуальных приемов систематизации материала (специальные приемы записи, условные обозначения, каталоги и т.п.).

Для создания многомерной системы памяти в подростковом возрасте необходимы научные знания и освоение обобщающих понятий. Особое значение в этот период играют процессы воспроизведения информации, которые позволяют сформировать систему связей и выработать индивидуальный процесс поиска информации в памяти. Активное влияние оказывают операции логического мышления, оперирование абстрактными понятиями, которые тесно связаны с мышлением и речью.

При этом подростковый возраст, как мы знаем, богат на трудности. Происходит гормональная перестройка организма, эмоциональная сфера перегружена, возникают проблемы с саморегуляцией, контролем, что может привести к общему снижению работоспособности, и нарушению работы высших психических функций: памяти, внимания и мышления.

Среди основных причин, которые могут спровоцировать проблемы с памятью, выделяют следующие:

  • Стресс и усталость.
  • Побочные эффекты любого лекарства, а также эффект терапии при лечении некоторых заболеваний.
  • Курение, систематическое употребление алкоголя или других препаратов, которые причиняют вред мозгу и негативно влияют на объем и качество памяти.
  • Стресс, сильное эмоциональное напряжение.
  • Недостаток сна: когда мы спим, активируются области мозга, которые задействованы в процессах памяти. Поэтому, в случае дефицита сна, эти области будут ослаблены. Рекомендуется спать в среднем 8 часов в день;
  • Недостаток витаминов и несбалансированное питание: дефицит витамина B12 может вызвать проблемы с памятью. Поэтому эксперты рекомендуют включать в рацион пищевые продукты, богатые этим витамином. А в случаях беременных женщин или людей с заболеваниями желудочно-кишечного тракта, следует также употреблять витаминные добавки. Даже высококалорийная диета (например, когда люди постоянно едят в ресторанах и кафе быстрого питания) может вызывать проблемы с памятью.
  • Депрессия, Тревожные состояния или другие психические расстройства (например, шизофрения или биполярное расстройство);
  • Инфекции, опухоли или травмы головного мозга;
  • Нейродегенеративные заболевания (например, рассеянный склероз, хорея Хантингтона, болезнь Паркинсона и т.п.);

Методы диагностики памяти

Самая распространенная методика «10 слов», Лурия А.Р., на исследование слухоречевой памяти (немного упрощенная для применения в домашних условиях).

Цель: оценка состояния слуховой памяти на слова, утомляемости, активности внимания, запоминания, сохранения, воспроизведения, произвольного внимания.

Проведение методики нуждается в соответствующей обстановке. В комнате не должно быть посторонних разговоров. Испытуемому предлагают запомнить 10 слов. Они должны отвечать нескольким условиям:

  1. Однообразие: все слова — имена существительные в ед. числе, им. падеже, состоящие из одинакового количества слогов (одно- или двусложные).
  2. Слова по возможности должны быть не связаны между собой (нельзя предлагать для запоминания слова: стол -стул; огонь — вода и т. п.).

Варианты слов:

Процедура проведения исследования. Испытуемому зачитываю инструкцию (а). После чего зачитывают ряд слов. По окончанию зачитывания фиксируют запомненные испытуемым слова в протоколе. После чего зачитывают инструкцию (б). После фиксации данных в протоколе опыт повторяется без инструкций. Материал предъявляется несколько раз до полного запоминания либо до 10 раз. Перед следующими прочтениями материала экспериментатор просто говорит: «Еще раз».

На каждом этапе исследования заполняется протокол. Напротив каждого воспроизведенного слова в столбике, который соответствует номеру попытки, ставится крестик.

Форма протокола.

Слова/попытки12345678910Через час
Лес
Хлеб
Окно
Стул
Вода
Конь
Гриб
Игла
Мёд
Огонь
ИТОГО

После окончания повторения слов, экспериментатор говорит испытуемому: «Через час вы эти же слова назовете мне еще раз». Спустя час испытуемый по просьбе исследователя, воспроизводит без предварительного зачитывания запомнившиеся слова, которые фиксируются в протоколе кружочками.

Инструкция:

— Инструкция (а): «Сейчас я прочту несколько слов. Слушайте внимательно. Когда я окончу читать, сразу же повторите столько слов, сколько запомните. Повторять слова можно в любом порядке».

— Инструкция (б): «Сейчас я снова прочту Вам те же слова, и Вы опять должны повторять их, и те, которые Вы уже назвали, и те, которые в первый раз пропустили. Порядок слов не важен».

Обработка результатов для психологов и нейропсихологов очень большая и дает очень много информации, но в домашних условиях достаточно посчитать общее количество слов, которые подросток запомнил. Число слов, удержанных и воспроизведенных в первой серии, показывает объем слуховой кратковременной памяти. Нормой считается 5 слов и более

Число слов, удержанных и воспроизведенных один час спустя, показывает объем слуховой долговременной памяти.

Обычно в норме 10 слов запоминаются после 3-4 повторений. Через 20 мин воспроизводится 8-9 слов. На следующий день — 5-6 слов.

Методика «Память на образы»

Подростку предъявляется таблица с 16 образами в течение 20 секунд. Образы необходимо запомнить и в течение 1 минуты воспроизвести на бланке.

Бланк.

Стимульный материал

Инструкция: «Вам будет предъявлена таблица с образами (привести пример). Ваша задача заключается в том, чтобы за 20 секунд запомнить как можно больше образов. Через 20 секунд уберут таблицу, и вы должны нарисовать или записать (выразить словесно) те образы, которые запомнили».

Обработка и анализ результатов. Оценка результатов тестирования производится по количеству правильно воспроизведенных образов. Норма — 6 правильных ответов и больше.

«Почувствуй и запомни позу» — методика для изучения тактильной памяти

Стоящему или сидящему с закрытыми глазами подростку придается предлагается последовательно 2–3 позы, каждая «снимается», т.е. человек встает в исходное положение. Задача — почувствовать и запомнить их, а затем воспроизвести в нужной последовательности. В норме 2-3 позы запоминаются с 1-2-х повторений.

Если вы обнаружили значительное снижение памяти у своего ребенка, это повод обратится к психологу, лучше к клиническому или нейропсихологу. Они проведут дополнительную диагностику и дадут ценные рекомендации. Можно задать вопрос мне.

Помните, нарушение памяти может быть признаком других проблем у человека, которые лучше не запускать. Берегите своих детей!

0
Автор публикации
Наталья Федына 0
Cемейный психолог, клинический психолог.
Комментарии: 0Публикации: 12Регистрация: 01-12-2019
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.